Персональный сайт адвоката

Дела в порядке административного судопроизводства

Если Вам необходимо обжаловать:

  • решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения;
  • действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения;
  • решения или действия должностных лиц органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения,

то судебная защита Ваших прав и свобод может быть реализована и в форме административного судопроизводства.

Для этого сначала необходимо составить и подать административное исковое заявление.

Оспаривание нормативного правового акта

Нормативный правовой акт (НПА) часто встречается в повседневной жизни в виде документа, который содержит правила обязательные для многих лиц (неопределённого круга лиц). Этот документ может носить название "Порядок", "Правила", "Методика расчёта…" и т.д. Он рассчитан на неоднократное применение. Его цель – установить какую-то процедуру, урегулировать общественные отношения либо изменить или прекратить существующие правоотношения.

Если в отношении Вас был применён (или может быть применён) такой НПА и Вы полагаете, что он нарушает Ваши права, свободы и законные интересы, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Вы вправе оспорить данный документ посредством подачи административного искового заявления о признании его недействующим. Такое административное исковое заявление рассматривается по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

При этом важно соблюсти требования КАС РФ, касающиеся подведомственности и подсудности административных дел судам, не пропустить сроки обжалования НПА, правильно обосновать свои требования к административному ответчику, подготовить необходимые приложения и т.д.

Оспаривание правового акта индивидуального действия

Акты индивидуального (ненормативного) действия адресованы конкретному лицу, применяются однократно и не сохраняют свое действие после того, как прекратились конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Такие акты могут принимаются в разных сферах: строительства (например, отказ в выдаче разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию); жилищных отношений (например, акт межведомственной комиссии о признании (непризнании) жилого помещения непригодным для проживания); земельных отношений (например, отказ в предоставлении земельного участка в собственность без торгов) и др.

Если Вы полагаете, что такой правовой акт или действия (бездействие) органа власти или должностного лица нарушают или оспаривают Ваши права, свободы и законные интересы, создают препятствия к осуществлению Ваших прав, свобод и реализации законных интересов или на Вас незаконно возложены какие-либо обязанности Вы вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц.

Такое административное исковое заявление должно соответствовать требованиям главы 2, а также частей 1,8,9 ст. 125, ст. 126 и ст. 220 КАС РФ, и рассматривается в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

По общему правилу срок оспаривания составляет три месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов, но существуют исключения из этого правила (например, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости - не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости; требование ИФНС к гражданину о взыскании пени за несвоевременную уплату налога может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате, и т.д.).

Адвокат в административном судопроизводстве

Адвокат поможет составить административное исковое заявление, а при необходимости – пройти обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора (ст. 4 КАС РФ).

Адвокаты могут быть представителями в суде по административным делам. Полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, также доверенностью.

В ходе судебного разбирательства адвокат на основании ордера вправе совершать от имени представляемого им лица почти все процессуальные действия (например, адвокат вправе знакомиться с материалами административного дела, делать выписки и снимать копии; представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, участвовать в исследовании доказательств; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания и представлять письменные замечания к протоколу и т.д.), за исключением тех действий, на совершение которых доверителем адвокату должна быть выдана доверенность (на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд; на подачу встречного административного искового заявления; на заключение соглашения о примирении сторон и др. - см. часть 2 ст. 56 КАС РФ).

Действия (бездействия) которые оспариваются в порядке, установленном КАС

К действиям наделенных публичными полномочиями органов и должностных лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению.

К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Бездействием, в частности, признается не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.

Какие решения не могут оспариваться

Документы, подтверждающие определенные обстоятельства, в том числе правовой статус лица или правовой режим имущества, и не являющиеся исходя из их содержания решениями, не подлежат самостоятельному оспариванию (например, удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний).

Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Получите консультацию по вашему вопросу